Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Главная \ РРЦ РАС

Региональный ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия

   Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС) накоплен большой опыт работы с детьми с РАС. Командой специалистов ФРЦ разработаны различные методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с РАС, в том числе и по тьюторскому сопровождению. Руководствуясь собственным опытом работы по осуществлению индивидуального или общего тьюторского сопровождения на период адаптации обучающегося в ОО специалисты ФРЦ разработали Памятку тьютора, которую может использовать в своей работе тьютор-новичок.

ПАМЯТКА ТЬЮТОРА

Проверить до прибытия обучающихся:

памятка1

Календарь и визуальное расписание

- Дата, день, время года на календаре должны соответствовать действительности;

- Проверьте визуальное расписание на день, верно ли составлено, нет ли изменений, репетиций, замен педагогов, дней рождения и проч., что важно было бы сообщить детям в начале дня;

- Верно ли составлено переносное расписание, если оно используется.

памятка2

Мотивация

- Жетоны;

- Смайлики;

- Рейтинговая система;

- Фото;

- Поощрения;

- И т.д.

памятка3

Визуальные подсказки

На своих ли местах

- Стационарные и переносные карточки-подсказки;

- Папки с цепочками действий;

- Социальные истории;

- Нет ли уже не актуальных подсказок, которые стоит убрать до прихода обучающихся;

- Нужно ли изготовить новые.

памятка4

Коммуникация

- PECS;

- Коммуникативные карточки;

- Коммуникатор-планшет;

- Коммуникативная доска.

памятка5

памятка6

памятка7

Адаптированная среда

- Готовность индивидуальных рабочих мест;

- Порядок в сенсорной зоне;

- Порядок на игровых полках;

- Состояние карандашей, клея, подставок, линеек и проч. учебных материалов, которые понадобятся в течение дня;

- Чистота доски;

- Необходимые специальные средства на своих местах: разделительные кабины для парт, шумопоглащающие наушники, утяжелители (утяжеленный шкаф, наплечные утяжелители, утяжелительное одеяло, утяжелительные подушки), приспособления для жевания (кулоны, трубочки, браслеты/ожерелья), массажеры (шарики, терапевтические щетки, массажные рукавицы, вибрирующая массажная варежка , коврик для массажа стоп), наклонные доски на парты, таймер, балансировочная подушка, батут, гимнастический мяч, база для гимнастического мяча, мягкий пуфик, маты, домик-палатка, игровой туннель, сенсорные игрушки(игрушки-антистресс, гелевый лабиринт, кинетический песок, тактильный сенсорный набор, лизуны, жвачка для рук, набор для сенсорных поощрений.

Личная подготовка

- Проверить внешний вид. Работа с детьми предполагает повышенную осторожность с нашей стороны. Для личной безопасности и безопасности обучающихся, тьютор следит за своим внешним видом: удобная, не сковывающая движения одежда, обувь без высокого каблука, прикрытое декольте, обувь без высокого каблука, собранные волосы. Ногти не должны быть длинными. Парфюм, яркий лак или макияж могут отвлекать детей от задания. Желательно не надевать на работу свисающие украшения, кольца с камнями также лучше оставить на время рабочего дня.

- Настроиться на предстоящий рабочий день!

Позитивный настрой – залог успеха!

В течение дня:

памятка8

Коммуникация

- Моделировать и не упускать инициативу к общению;

- Речь в «Я- высказываниях»;

- Регуляция выражения эмоций.
памятка9

Оказание помощи

- Использовать различные виды подсказок;

Контроль предъявления подсказок;

- Давать подсказки с задержкой;

- Постепенно минимизировать помощь.
 

Организационные моменты

- Фиксировать результаты обучающихся;

- Дневник наблюдений, чек-листы;

- Работа в команде;

- Все проблемные моменты обсуждать со специалистами только вне урока;

- Действовать быстро, аккуратно.
памятка10

Работа с родителями

- Делиться с родителями положительными моментами, достижениями;

- Собирать обратную связь от родителей;

- Рекомендовать родителям задания для генерализации навыков.

 

*****

08 декабря 2020 года в 11.00 состоится вебинар, организованный  Региональным ресурсным центром психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия, на тему:

"Тьюторское сопровождение при обучении детей с РАС".

Принять участие в вебинаре можно перейдя по ссылке: 

https://us04web.zoom.us/j/73497024604?pwd=NVRad2pJbUU3bzdxVGc1alhSbzM3Zz09

*****

8 ноября 2019 года в РРЦ РАС прошёл региональный семинар на тему: «Современные подходы логопедической работы с детьми с РАС». Семинар посетили учителя-логопеды и учителя-дефектологи из 14 районов Ленинградской области.

В рамках семинара рассматривались основы психотерапевтических подходов, которые может использовать логопед в своей работе с детьми с РАС: эмоционально-смысловой подход, арт-терапия, прикладной анализ поведения. Также присутствующим были представлены примеры практической работы логопеда РРЦ.

РРЦ лого

*****

24 октября 2019 года руководитель РРЦ РАС Солодовник М.А. приняла участие в круглом столе на тему «Ключевые факторы развития региональных систем сопровождения детей с РАС», проведённому в рамках V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность».

Основные вопросы, рассматриваемые на круглом столе:

1. Способы организации конструктивного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и родительскими НКО.

2. Построение сетевого взаимодействия региональных ресурсных центров с организациями, нуждающимися в ресурсной поддержке.

3. Региональный мониторинг создания специальных образовательных условий для обучающихся с РАС: индикаторы качества.

Передовой опыт в развитии региональных систем сопровождения детей с РАС представили Борисова Галина Николаевна (Ульяновская область), Седых Ольга Анатольевна и Смирнова Татьяна Вячеславовна (Волгоградская область), Недорезова Ольга Владимировна (Воронежская область).

Маша

*****

В рамках работы Регионального ресурсного центра комплексного сопровождения детей с РАС 28 сентября прошел семинар по обучению детей с РАС и другими эмоционально-волевыми нарушениями распознаванию и выражению эмоций. В семинаре приняли участие специалисты со всей Ленинградской области, а также родители детей с РАС.

1

2

Авторы программы «Потому что эмоции» Меснянкина К. К. и Сарелайнен А. И. рассказали, что работа по данной методике может проводиться не только специалистами психолого-педагогического профиля, но и родителями в домашних условиях. Главными критериями отбора детей для работы являются возраст (с 6 до 18 лет), тяжесть аутистических проявлений (2-4 группа аутизма по классификации Никольской О.С.), отсутствие множественных нарушений развития. Работа может проводится с детьми с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости, при этом она будет пролонгирована во времени и эффективность снижена.

Отличительными особенностями методики заключаются формирование следующих навыков:

- смотреть на значимые для распознавания эмоций части лица,

- идентифицировать базовые эмоции,

- выражать эти эмоции мимикой,

- распознавать эмоции на разных лицах.

Данные навыки являются ключевыми для развития эмоциональной сферы, от них зависит глубина и легкость освоения коммуникативных и социальных компетенций.

В рамках семинара авторы представили свой опыт работы по использованию данной методики, а также опыт зарубежных специалистов по развитию эмоциональной сферы у детей с РАС.

3

В практической части семинара педагогам и родителям было предложено ознакомится с двумя вариантами методики: комплектом карточек и мобильным приложением “Эмоции. Аутизм”.

4

Стоит отметить, что в нашем центре данной методике обучено 4 специалиста и она активно применяется нашими специалистами в рамках адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

5

 Мы выражаем благодарность волонтерам из филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, которые обеспечили присмотр и досуг для детей родителей приехавших на семинар, а также благотворительному фонду «Ольга» за содействие при организации семинара.

6

*****

23 мая 2019 года кафедрой специальной педагогики ГАОУ ДПО «ЛОИРО» совместно с Региональным ресурсным центром психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия проведен вебинар по проблемам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Ведущими вебинара стали Богданова А.А., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и Кондратьева Н. А., старший методист Регионального ресурсного центра психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и другими расстройствами психического развития и социального взаимодействия.

В ходе вебинара обсуждались актуальные вопросы медицинской диагностики расстройств аутистического спектра у детей, организации психолого-педагогической и реабилитационной помощи, разработки и реализации адаптированных образовательных программ школьного и дошкольного образования в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с РАС.

В вебинаре приняли участие представители дошкольных и школьных образовательных организаций Ленинградской области, в том числе представители администрации, учителя, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, а также родители – всего 80 подключений.

Вебинар по вопросам комплексного сопровождения детей с РАС можно посмотреть в записи по ссылке: http://m.mirapolis.ru/m/miravr/7933607333

*****

Проект в формате VR "Механика Аутизма" - первый из серии историй в формате виртуальной и дополненной реальности, подготовленных журналистами РИА Новости. 
Если вы хотите не только понять, как человек с аутизмом чувствует мир, но и ощутить это на себе, скачайте наше мобильное VR-приложение «Механика аутизма. Почему они так реагируют?» в AppStore и Google Play и примерьте на себя роль человека с РАС. 

Подробнее можно ознакомиться на сайте: https://ria.ru/interactive/20181108/1532191512.html

 

*****

18-19 октября 2018 года специалисты РРЦ ГБУДО «ЛО ППМПС-центр» приняли участие во Всероссийском форуме с международным участием «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с ранним детским аутизмом», организованном на базе Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина.

Кобрина

С приветственным словом к участникам Форума выступил директор ГБУДО "Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" Алексеева Анастасия Юрьевна. 

Алексеева

На пленарном заседании выступила Солодовник Мария Анатольевна, заведующая Региональным ресурсным центром психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ГБУДО «Ленинградского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» с докладом "Организация деятельности Регионального ресурсного центра психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и других расстройств психического развития и социального взаимодействия".

Солодовник

Подробнее с проведенным мероприятием можно ознакомиться на сайте ЛГУ имени А.С.Пушкина: http://lengu.ru/news/psihologopedagogicheskaya-i-medikosotsial-naya-pomoshch-detyam-s-rannim-detskim-autizmom

Запись конференции размещена на сайте: https://www.youtube.com/watch?v=7lNaN0AZclI

 

*****

2 и 3 июня 2018 года специалисты РРЦ ГБУДО «ЛО ППМПС-центр» приняли участие в семинаре-практикуме "ADOS и другие методики диагностики расстройств аутистического спектра" на базе Института раннего вмешательства

В ходе двухдневного обучающего семинара они ознакомились с обзором методик диагностики расстройств аутистического спектра, таких как ADI-R, SCQ, CASD. Особое внимание было уделено методике ADOS -2 (Autism Diagnostic Observation Schedule), которая является стандартизированной методикой, входящей в “золотой стандарт” диагностики расстройства аутистического спектра, и позволяет диагностировать аутистические проявления при широком спектре расстройств развития. Благодаря стандартизированным и шкалированным материалам, ADOS предоставляет данные о спектре расстройств, относящимся к аутизму, независимо от уровня развития речи.

Ведущий: Александр Борисович Сорокин – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Центра нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний детей и подростков, ведущий эксперт Giunti O.S., автор рускоязычных адаптаций методик ADOS, ADI-R, SCQ, CASD. Прошел обучение в Центре аутизма и развития мозга (директор – автор ADOS Кэтрин Лорд).

1_1

IMG_0056

*****

1 июня 2018 года на базе государственного бюджетного учреждения «Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» прошла рабочая встреча по вопросам развития межведомственной системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ленинградской области.

В работе приняли участие специалисты комитета общего и профессионального образования, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС и представители Регионального ресурсного центра, специалисты «Ленинградского областного института развития образования», «Ленинградского областного психоневрологического диспансера», «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» и представители благотворительного фонда «Ольга».

Основные темы, которые обсуждались на встрече:

- Реализация и развитие комплексного непрерывного сопровождения детей с РАС в системах образования, здравоохранения и социальной защиты населения Ленинградской области.

- Современные мировые тенденции сопровождения детей с РАС.

- Организация деятельности по повышению квалификации педагогов и других специалистов, работающих с детьми с РАС, в том числе волонтёров.

- Диагностика и раннее выявление детей с РАС.

- Использование ресурсов НКО в системе сопровождения детей с РАС, координация волонтёрского движения.

После обсуждения участники встречи имели возможность посетить коррекционно-развивающие занятия с детьми и посмотреть помещения, где проходят обследования детей педагогами и психологами и осмотр врачами.

1 2 3 4 5

 

 

*****

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета 22 – 23 мая 2018 года в городе Екатеринбурге провел Всероссийский научно-практический семинар на тему «Межведомственное и сетевое взаимодействие при организации комплексной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра», который посетили специалисты РРЦ РАС.

Организаторы семинара:

  • Министерство образования и науки Российской федерации
  • Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
  • Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) МГППУ
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области  «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр» (Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей
    с расстройствами аутистического спектра).

    Цель семинара: трансляция регионального опыта межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи лицам с РАС. 

    Тематика обсуждаемых вопросов:

  • Нормативно-правовые основы межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи лицам с РАС. 
  • Организация деятельности межведомственной рабочей группы по организации комплексной помощи лицам с РАС.
  • Роль Региональных ресурсных центров в развитии межведомственного и сетевого взаимодействия при организации комплексной помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим.
  • Участие НКО в развитии системы комплексной помощи лицам с РАС.
  • Взаимодействие врачебных комиссий, психолого-медико-педагогичеких комиссий, медико-социальных экспертиз как ключевых участников при организации сопровождения детей с РАС.
  • Межведомственный опыт организации комплексной помощи лицам с РАС в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта. 

Подробнее с проведенным мероприятием можно ознакомиться на сайте ФРЦ: https://autism-frc.ru/articles/418-vserossiyskiy-seminar-mezhvedomstvennoe-i-setevoe-vzaimodeystvie-pri-organizatsii-kompleksnoy-pomoschi-litsam-s-ras-g-ekaterinburg-22-23-maya-2018

srq8dwwlvni

*****

В целях организации системы комплексной помощи детям с РАС в регионах РФ, специалистами ФРЦ созданы методические рекомендации и пособия для специалистов, обеспечивающих оказание комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим, адресованные всем категориям педагогических работников образовательных организаций системы общего образования, обучающих детей с РАС. Ознакомиться с программно-методическим обеспечением ФРЦ можно перейдя по ссылке: https://autism-frc.ru/topics/4/programmno-metodicheskoe-obespechenie

С научной литературой, собранной ФРЦ по вопросам аутизма можно на сайте: https://autism-frc.ru/topics/27/library

*****

19-20 мая 2018 года специалисты РРЦ посетили практический семинар по использованию АДК в игре и повседневной жизни «Альтернативная и дополнительная коммуникация: создание социальных историй и адаптация игры».

На семинаре специалисты узнали чем полезны социальные истории, нужен ли ребенку с нарушениями коммуникативный паспорт, как придумать веселую игру, чтобы мотивировать ребенка выполнять физические упражнения, с чего начать коммуникативную книгу.В ходе семинара специалисты создавали необходимые именно ему социальные истории с использованием программы Boardmaker, сделали коммуникативный паспорт ребенка для образовательных и медицинских учреждений, придумали и унесли с собой готовую, созданную своими руками игру и разобрались, как создавать коммуникативную книгу.  С фотоотчетом о семинаре по АДК: социальные истории и адаптация игры можно ознакомиться перейдя по ссылке https://physrehab.ru/fotootchet-o-seminare-po-adk-0518/

РРЦ РАС 1

adk_seminar_19_200518_report_09

*****

13 ноября 2017 года в Ленинградской области был проведен первый вебинар для родителей и специалистов, работающих с детьми с детским аутизмом. В рамках вебинара выступил главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава в Северо-Западном Федеральном округе, доктор медицинских наук, профессор  Макаров Игорь Владимирович,  также руководитель ресурсного областного центра рассказал о перспективах работы и возможностях Центра, заведующий кафедрой коррекционной педагогики Ленинградского областного института развития образования рассказала об особенностях организации обучения таких детей, а также был представлен опыт работы с детьми с детским аутизмом в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивангородский центр ранней помощи для детей с ОВЗ».

Ссылка на запись вебинара:  https://my.webinar.ru/record/1010762/

 

В 2018 году планируется создание и обеспечение деятельности регионального интернет-портала с размещением на нем актуальной информации в помощь специалистами родителям, занимающимся обучением и воспитанием детей и подростков с РАС в Ленинградской области.

 

Межведомственный план действий по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Ленинградской области.

 

Положение о Региональном ресурсном центре.

 

*****

1 сентября 2017 года, в рамках заключённого соглашения между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и Московским государственным психолого-педагогическим университетом в целях развития в Ленинградской области системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, в которых дети воспитываются, состоялось открытие Регионального ресурсного центра психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РРЦ).

СМИ о РРЦ:  http://47channel.ru/video_clip/115155/

 

Анонсирование деятельности РРЦ прошло в рамках августовского областного педагогического совета 2017 года.

 

РРЦ является структурным подразделением ГБУДО «ЛО ППМПС-центр», который более 25 лет специализируется на оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

Основная цель РРЦ – развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Ленинградской области.

 

Основные направления деятельности Регионального ресурсного центра:

- Разработка программно-методического  обеспечения  региональной системы комплексной помощи детям с РАС.

- Сопровождение деятельности организаций и специалистов.

- Консультационно-диагностическая деятельность.

- Организация индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям с РАС.

- Апробация основных моделей сопровождения детей с РАС.

- Информирование и просвещение специалистов и родителей.

- Создание банка данных по детям с РАС в регионе.

- Проведение мониторингов.

- Формирование механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия.

- Развитие межрегиональных и международных связей.

- Реализация социально значимых проектов.

 

В 2017–2018 годах специалисты РРЦ ГБУДО «ЛО ППМПС-центр» прошли обучение по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра - https://autism-frc.ru/

 

В ноябре 2017 года на основании распоряжения Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области присвоен статус «Региональная инновационная площадка» для реализации региональной инновационной программы «Психолого-педагогическая коррекция и интеграция детей с расстройствами аутистического спектра» ГБУДО «ЛО ППМПС-центр».

 

Распоряжение КО и ПО ЛО

 

Телефон доверия
Противодействие коррупции
Сведения о специальной оценке условий труда