1. Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды»: https://www.cism-ms.ru/poleznye- materialy/profilaktika-bullinga-sredi-podrostkov-kuda-obrashchatsya-i-kak-sebya- zashchitit/
2. Автономная некоммерческая организация помощи детям
«Благотворительная организация «Журавлик»: http://zhuravlik.org/
3. Антибуллинговая программа «Травли.NET»: https://травлинет.рф/
4. Антибуллинговая программа федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности «Каждый важен»: https://каждыйважен.рф/
5. Всероссийский Детский телефон доверия: психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей: http://telefon-doveria.ru
6. Дети России онлайн. Сайт проектов Фонда Развития Интернет – по вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде.: http://detionline.com/
7. Игра для подростков о буллинге «Анимагии» студии игровых решений Фонда социального развития «Полдень». Игра для обучающихся (9+). Персонажи игры иллюстрируют роли и стратегии детей в случае реальной ситуации травли. Проект реализуется при поддержке грантов мэра Москвы. Партнерами в разработке концепции стали эксперты антибуллинговой программы «Травли.NET» (АНО «БО
«Журавлик»). Игра доступна бесплатно в Google Play и AppStore: https://thenoon.ru/index.html, методические материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1geHforRxYUblNIYe624NKz5- d7lNlkxP?usp=sharing
8. Кабинет онлайн-консультирования для подростков и молодежи «ПроПсиТин»: http://propsyteen.ru/
9. Полезные ресурсы для родителей. Информационные материалы ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»: https://disk.yandex.ru/i/4MYokwL5aIdf4w
10. Портал «Мой семейный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Бесплатная психологическая и юридическая помощь семьям с детьми, в том числе по вопросам травли (буллинга): https://мойсемейныйцентр.москва/
11. Портал «Я – родитель»: http://www.ya-roditel.
12. Портал психологических изданий «PsyJournals»: https://psyjournals.ru/
13. Проект «ВКонтакте» «Останови травлю!»: https://kiberbulling.net/
14. Проект «Вместе против буллинга» портала «Школа.Москва. Учимся всей семьей»: http://bullying.shkolamoskva.ru/
15. Проект «Лига безопасного Интернета»: https://ligainternet.ru/,
https://вбезопасныйинтернет.рф/
16. Проект Учеба.ру «15 правил безопасного поведения в интернете»: https://www.ucheba.ru/project/websafety
17. Просветительский проект «ОБИДКА – культура примирения». Восстановительный подход в работе с травлей. Проект реализуется Ассоциацией служб примирения Самарской области, частным учреждением культуры «Молодежь- Музей-Культура» и частным учреждением развития восстановительного подхода
«Примирение» при поддержке Фонда президентских грантов: https://vk.com/obidka63
18. Ресурс бесплатной психологической и информационной помощи подросткам до 18 лет «ПомощьРядом.рф»: https://pomoschryadom.ru/
19. Ресурс бесплатной психологической онлайн-помощи детям и подросткам
«МыРядом.онлайн»: https://мырядом.онлайн/
20. Ресурс бесплатной психологической онлайн-помощи подросткам и молодежи до 23 лет «ТвояТерритория.онлайн»: https://www.твоятерритория.онлайн/
21. Сайт «Классныеигры.рф». Интерактивная онлайн-игра для подростков, обучающая эффективным стратегиям противостояния травле (буллингу) «Тренажер для смелых» (12+): https://classgames.ru/
22. Специализированные страницы сайта ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»: «Твой безопасный кибермаршрут», «Информационная безопасность», «Ценность жизни – обеспечение вопросов детской безопасности»: http://www.fcprc.ru
23. Федеральная круглосуточная горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 8 (800) 222-55-71, https://minobrnauki.gov.ru/press- center/news/?ELEMENT_ID=47783
24. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей»: https://растимдетей.рф/
25. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: http://fond-detyam.ru
Неделя психологии
С 22 по 26 апреля 2024 года проводится традиционная Неделя психологии в образовательной среде.
Эти трудные подростки.
Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, нарушается эмоционально - волевая сфера. В этом возрасте особенно остро переживаются все эмоции от положительного взлета до молниеносного падения.
Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.
Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».
Для подростков характерны следующие характерологические реакции:
• Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
• Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».
• Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения, в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.
• Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.
• Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.
Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?
• Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
• Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
• Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
• Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
• Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
• Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
• Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.
Что же делать родителям?
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Говорите с ребенком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.
• Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
• Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии. Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно. Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
• Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.
• Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
• Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
• Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
• Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
• Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
• Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.