Главная \ Новости \ Сохраняем здоровье!

Сохраняем здоровье!

Упражнения для глаз

Упражнение

Время выполнения

Поза

1

Расслабление глаз.

20...40 сек .- в комплексе, до 3...5 мин. - самостоятельно

Сидя, стоя, лежа.

2

Направление   взгляда   на   горизонт, удаленный предмет.

Несколько минут

Принять любую   по­зу,      спина прямая.

3

Моргание.

От 30 до 60 секунд

Любая

устойчивая

поза.

4

Фиксация взгляда на кончике носа, вдаль.

От 10 сек. до 3 минут

Сидя, стоя.

5

Фиксация взгляда на межбровном промежутке.

Поза устойчивая.

6

Фиксация взгляда на правом плече.

Сидя, стоя.

7

Фиксация  взгляда     на     левом плече.

Сидя, стоя.

8

Вращение глаз

Поза устойчивая.

9

Поворот глаз   вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.

От 2 до 5 минут

Поза устойчивая.

10

Поочередная  фиксация  взгляда на плече и на горизонте.

От 1 до 3 минут

Поза устойчивая.

11

"Прятки" - теплыми ладонями закрыть глаза.

1 минута

Поза устойчивая.

12

Массаж век.

Сидя       за столом, локти       на столе.

13

Сильное зажмуривание и  мигание.

Удобная поза.

С афакией и подвывихом хрусталика нельзя!

Для отдыха глаз после выполнения упражнений можно проделать одно из следующего:

  • расслабление глаз
  • направление взгляда на горизонт
  • моргание

 

Зрительный тренажёр В.Ф. Базарного

Зрительный тренажер Базарного

Рисунок 1 - Зрительный тренажёр В.Ф. Базарного

Базарный Владимир Филиппович – ученый, врач, хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог-новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Одной из задач его методики является включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения. В настоящее время, в условиях вынужденного перевода обучающихся на дистанционную форму образования с необходимостью длительного пребывания детей за мониторами компьютеров и планшетов, эта задача становится наиболее актуальной для использования в домашних условиях.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером В.Ф. Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен комнаты. Этот тренажер можно использовать не только в школе, но и дома или в офисе. Если вы длительное время работаете с бумагами или за компьютером, вы можете делать паузы (например, каждый час), чтобы поработать с тренажером В.Ф. Базарного для уменьшения зрительного утомления.

На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана, четыре склеенных листа формата А4) расчертите разноцветные фигуры как на рисунке выше.

  • наружный овал – красный,
  • внутренний овал – зелёный,
  • крест - коричнево-золотистый,
  • восьмерка – голубым  цветом.

Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения. Для упрощения восприятия каждая траектория имеет свой порядковый номер.

Эффект снятия зрительного напряжения при занятиях на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.

Важное замечаниеупражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Ребёнку предлагается проследить глазами по указанному направлению.

«Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

  • только глазами при неподвижной голове и туловище;
  • с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут

 

Простые рекомендации при работе за компьютером

  • Следить за временем, проведенным за компьютером. Непрерывная работа за компьютером не должна превышать 2 часа. После каждого часа работы делать перерыв на 10 минут. СанПин более строго определяет время непрерывной продолжительности работы с компьютером в зависимости от возраста ребёнка.
  • Грамотно настроить параметры монитора: яркость, контрастность и частота обновления. Оптимальный уровень яркости определить просто. Необходимо визуально оценить на компьютере любое белое изображение, например, пустой документ Word. Если белый лист документа слепит глаза, значит яркость монитора слишком большая. И, наоборот, если белый лист имеет серый оттенок, то яркость необходимо немного увеличить. Частота обновления монитора должна быть не меньше 75 Гц.
  • Грамотно организовать рабочее место. Помещение необходимо ежедневно проветривать и проводить влажную уборку. Центр монитора должен быть чуть ниже уровня глаз, а линия взгляда – перпендикулярной к плоскости монитора. На монитор не должны попадать прямые солнечные лучи или блики от других источников света. Монитор необходимо ежедневно протирать от пыли и пятен мягкой неворсистой тканью (салфеткой).
  • Следить за положением тела, правильностью осанки. При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2, 5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бёдрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперёд. Расстояние от глаз ребёнка до монитора должна быть не менее 50 см. Спина прямая, перпендикулярно полу. Руки согнуты в локтях под углом 90 градусов, расположены на подлокотниках кресла или же на столешнице. Под ноги поставить подставку (если ребёнок спокойно достаёт до пола, то этого можно не делать) (рисунок 2).

Правильная поза ребенка перед компьютером

Рисунок 2 – Правильная поза ребёнка перед компьютером

Видеоролик «Правила работы детей за компьютером» https://www.youtube.com/watch?v=nJ5rjxLIStA

Рекомендуемая литература:

Книга зрение 1 Книга зрение 2 Книга зрение 3

 

 

Телефон доверия
Противодействие коррупции
Сведения о специальной оценке условий труда